Жалоба в налоговую инспекцию

Жалоба в налоговую инспекцию Гражданское право

Любой человек, имеющий гражданство Российской Федерации, как физическое, так и юридическое лицо, имеет право подать жалобу в налоговую инспекцию в случае, если он считает, что против него применили противоправные действия или в процессе оказания услуг были зафиксированы нарушения регламента. Чтобы претензия была рассмотрена, нужно знать, как и куда подать претензию, и чему уделить особое внимание в своем заявлении.

 

Когда подавать жалобу

 

Для начала стоит выяснить, в каких ситуациях возможно подать прошение.

Основаниями для этого могут быть условия, когда:

  • Неверно начислена сумма налога;
  • Необоснованно начислены штрафы;
  • Выставлен штраф, превышающий сумму, допустимую законом;
  • Отказ выплатить переплаченную сумму налога;
  • Отказ в выплате установленного вычета или нарушение срока его выплаты;
  • При проверке контрагента налоговая запрашивает документы, не относящиеся к этому контрагенту;
  • Была нарушена процедура выездной проверки.

Во всех эпизодах плательщик обязан предоставить доказательства правонарушения. Акт или решение службы, который оспаривается, должен быть приложен к петиции. Те заявления, которые не имеют под собой доказательств, рассмотрены не будут.

 

Куда обращаться

 

Вне зависимости от обстоятельств гражданин не имеет права сразу же обращаться в суд. Любые подобные споры вначале нужно решать в досудебном порядке. Обжалование отправляют в вышестоящую ФНС через инспекцию, на которую подается претензия. Например, если в прошении фигурирует учреждение города, то его следует подавать в данное отделение, адресуя его в УФНС по данному городу. В ситуации, если претензия подается на территориальную или межрайонную инспекцию, апелляция направляется в управление ФНС по данному субъекту. Орган, который принял прошение, обязана передать ее в вышестоящую инстанцию на рассмотрение вместе со всеми сопутствующими материалами в течение 3-х рабочих дней с момента отправки. Подавать требование сразу в суд для ускорения разбирательства дела бесполезно, такое ходатайство не будет рассмотрено. При этом не получится подать заявление через другое отделение. Отправить документ можно как лично, так и дистанционно.

 

Правила подачи

 

Подавать прошение разрешено в течение 1 года с того момента, как возникла спорная ситуация.

Существует несколько способов отправить обращение:

  • Личный визит. В ФНС обязаны выдать письменное подтверждение, что апелляция была принята.
  • По почте заказным письмом. В этом случае необходимо составить опись вложенных материалов и получить уведомление о том, что письмо доставлено получателю.
  • Через личный кабинет плательщика на сайте Федеральной налоговой службы.
  • Дистанционно при помощи ТКС. В этой ситуации потребуется электронная подпись налогоплательщика.
  • Через официального представителя. Важно — он должен иметь официальный документ, подтверждающий его полномочия, например доверенность. Этот вариант подходит тем, кто по каким-либо причинам не в состоянии обратиться в организацию самостоятельно.

В течение 3 рабочих дней от времени подачи ФНС обязана отправить требование в вышестоящую службу. УФНС рассматривает обжалование в течение 30 рабочих дней с момента получения материалов дела. Инстанция должна обязательно проинформировать заявителя о принятом решение по истечению 3 рабочих дней от времени принятия окончательного постановления. УФНС в праве запросить у обратившегося лица дополнительные материалы в ходе разбирательства обжалования. В ситуациях, если вышестоящая инстанция не удовлетворила прошение заявителя, он имеет право подать апелляцию в течение 1 месяца с момента получения результата. Срок рассмотрения апелляции так же составляет 30 рабочих дней. Если подача апелляции так же не дала результата, то заявитель в праве обратиться в арбитражный суд, приложив все постановления, полученные от ФНС.

 

Форма подачи жалобы

 

Рекомендуется при оформлении ходатайства придерживаться формы, установленной приказом ФНС No ММВ-7-9/645 от 20.12.2019 г. Данную форму используют как для отправки требования, так и для апелляции. Найти ее можно на официальном сайте ФНС. Однако Законодательство РФ не запрещает оформить претензию в произвольной форме. Главное, чтобы документ содержал все необходимые пункты, в ином случае требование не будет рассмотрено.

Прошение должно содержать:

  • ФИО налогоплательщика и адрес его проживания;
  • Название и юридический адрес компании;
  • Вопрос обжалования (например, номер постановления);
  • Полное название государственного органа, постановление которого подлежит обжалованию;
  • Основания, согласно которым гражданин подает обжалование;
  • Требования гражданина;
  • Способ, которым удобно будет получить постановление УФНС (письменно на домашний адрес, в личном кабинете, на электронную почту и т.д.);
  • Если заявка подается не лично, а доверенным лицом, необходимо прикрепить доверенность;
  • Контактные данные.

К ходатайству потребуется приложить другие документы, подтверждающие актуальность и обоснованность претензии, в том числе сюда входят квитанции об оплате, акты, постановления об отказе и другие документы. Чем весомее о полнее пакет собранных материалов, тем выше шанс получить положительный результат. Нужно отнестись к этому вопросу внимательно и заранее подготовить все необходимые бумаги, так как вышестоящий орган имеет право в ходе разбирательства потребовать дополнительные доказательства. Это может значительно замедлить принятие окончательного решения. Если заявитель подает форму в произвольном виде, необходимо придерживаться указанного схемы и писать заявку официальным языком, основываясь на фактах. Пространные описания проблемы и чрезмерную эмоциональность стоит исключить, так как такие требования не будут рассматриваться.

Образец жалобы в налоговую инспекцию
Образец жалобы в налоговую инспекцию 2
Бланк жалобы в налоговую инспекцию

 

Где следить за ходом разбирательства

 

Где следить за ходом разбирательстваНалогоплательщик может следить за ходом рассмотрения своего прошения. Для этого потребуется зайти на официальный сайт ФНС России и внизу страницы выбрать функцию “Обратная связь”. На открывшейся странице справа будет кнопка “Узнать о жалобе”. Узнать статус своего обращения можно даже без авторизации на сайте. Будет достаточно ввести в форму наименование структуры, к которой обращено прошение и ввести свои персональные данные. Физическому лицу потребуется указать ФИО, ИНН, исходящую и входящую дату ходатайства, а также номер заявления. Если ходатайство подавало юридическое лицо, то вместо ФИО необходимо ввести наименование компании. Здесь можно увидеть дату подачи заявки, сроки ее рассмотрения и пролонгации, а также статус заявки на текущее время и итоговое постановление. По прошествии одного месяца с момента отправки заявления высший орган обязан вынести окончательное решение. Однако срок разбирательства может быть затянут в случае, если лицо, подавшее заявку, или налоговая служба, на которую подано ходатайство не предоставили все необходимые документы. Этот момент тоже отразится в статусе рассмотрения обращения.

 

Каков шанс на удачный исход

 

Часто физические и юридические лица не обращаются с петицией в высшую инстанцию, будучи заранее уверены, что это бесполезная мера. Из-за чего страдают их интересы. На деле это не совсем так. Чаще всего гражданам отказывают в рассмотрении и удовлетворении ходатайства из-за неправильной подачи заявления или по причине отсутствия достаточных оснований. Поэтому нужно ответственно подойти к сбору доказательств и оформить претензию согласно установленным нормам. В подготовке материалов важны все детали: каждая квитанция и акт повышают шансы на благополучный исход дела. Обращаться с обжалованием в налоговую инспекцию стоит в том случае, если заявитель уверен, что по отношению к нему был нарушен закон, и он имеет достаточно оснований, чтобы подтвердить факт правонарушения. Голословные жалобы без документального подтверждения не будут рассматриваться налоговым органом. В случае неблагоприятного решения по заявлению и апелляции, налогоплательщик может подать в суд. По статистике в суде удовлетворяются 85% поданных исков.

При обращении в вышестоящие органы важно помнить, что этот факт не отменяет исполнение постановления ФНС. Однако налогоплательщик может написать заявление на приостановление исполнения решения, если он хочет оспорить вынесенное решение, а также он может потребовать привлечь виновных к ответственности за совершение правонарушения.

Скорая юридическая помощь онлайн