Любой человек, имеющий гражданство Российской Федерации, как физическое, так и юридическое лицо, имеет право подать жалобу в налоговую инспекцию в случае, если он считает, что против него применили противоправные действия или в процессе оказания услуг были зафиксированы нарушения регламента. Чтобы претензия была рассмотрена, нужно знать, как и куда подать претензию, и чему уделить особое внимание в своем заявлении.
Когда подавать жалобу
Для начала стоит выяснить, в каких ситуациях возможно подать прошение.
Основаниями для этого могут быть условия, когда:
- Неверно начислена сумма налога;
- Необоснованно начислены штрафы;
- Выставлен штраф, превышающий сумму, допустимую законом;
- Отказ выплатить переплаченную сумму налога;
- Отказ в выплате установленного вычета или нарушение срока его выплаты;
- При проверке контрагента налоговая запрашивает документы, не относящиеся к этому контрагенту;
- Была нарушена процедура выездной проверки.
Во всех эпизодах плательщик обязан предоставить доказательства правонарушения. Акт или решение службы, который оспаривается, должен быть приложен к петиции. Те заявления, которые не имеют под собой доказательств, рассмотрены не будут.
Куда обращаться
Вне зависимости от обстоятельств гражданин не имеет права сразу же обращаться в суд. Любые подобные споры вначале нужно решать в досудебном порядке. Обжалование отправляют в вышестоящую ФНС через инспекцию, на которую подается претензия. Например, если в прошении фигурирует учреждение города, то его следует подавать в данное отделение, адресуя его в УФНС по данному городу. В ситуации, если претензия подается на территориальную или межрайонную инспекцию, апелляция направляется в управление ФНС по данному субъекту. Орган, который принял прошение, обязана передать ее в вышестоящую инстанцию на рассмотрение вместе со всеми сопутствующими материалами в течение 3-х рабочих дней с момента отправки. Подавать требование сразу в суд для ускорения разбирательства дела бесполезно, такое ходатайство не будет рассмотрено. При этом не получится подать заявление через другое отделение. Отправить документ можно как лично, так и дистанционно.
Правила подачи
Подавать прошение разрешено в течение 1 года с того момента, как возникла спорная ситуация.
Существует несколько способов отправить обращение:
- Личный визит. В ФНС обязаны выдать письменное подтверждение, что апелляция была принята.
- По почте заказным письмом. В этом случае необходимо составить опись вложенных материалов и получить уведомление о том, что письмо доставлено получателю.
- Через личный кабинет плательщика на сайте Федеральной налоговой службы.
- Дистанционно при помощи ТКС. В этой ситуации потребуется электронная подпись налогоплательщика.
- Через официального представителя. Важно — он должен иметь официальный документ, подтверждающий его полномочия, например доверенность. Этот вариант подходит тем, кто по каким-либо причинам не в состоянии обратиться в организацию самостоятельно.
В течение 3 рабочих дней от времени подачи ФНС обязана отправить требование в вышестоящую службу. УФНС рассматривает обжалование в течение 30 рабочих дней с момента получения материалов дела. Инстанция должна обязательно проинформировать заявителя о принятом решение по истечению 3 рабочих дней от времени принятия окончательного постановления. УФНС в праве запросить у обратившегося лица дополнительные материалы в ходе разбирательства обжалования. В ситуациях, если вышестоящая инстанция не удовлетворила прошение заявителя, он имеет право подать апелляцию в течение 1 месяца с момента получения результата. Срок рассмотрения апелляции так же составляет 30 рабочих дней. Если подача апелляции так же не дала результата, то заявитель в праве обратиться в арбитражный суд, приложив все постановления, полученные от ФНС.
Форма подачи жалобы
Рекомендуется при оформлении ходатайства придерживаться формы, установленной приказом ФНС No ММВ-7-9/645 от 20.12.2019 г. Данную форму используют как для отправки требования, так и для апелляции. Найти ее можно на официальном сайте ФНС. Однако Законодательство РФ не запрещает оформить претензию в произвольной форме. Главное, чтобы документ содержал все необходимые пункты, в ином случае требование не будет рассмотрено.
Прошение должно содержать:
- ФИО налогоплательщика и адрес его проживания;
- Название и юридический адрес компании;
- Вопрос обжалования (например, номер постановления);
- Полное название государственного органа, постановление которого подлежит обжалованию;
- Основания, согласно которым гражданин подает обжалование;
- Требования гражданина;
- Способ, которым удобно будет получить постановление УФНС (письменно на домашний адрес, в личном кабинете, на электронную почту и т.д.);
- Если заявка подается не лично, а доверенным лицом, необходимо прикрепить доверенность;
- Контактные данные.
К ходатайству потребуется приложить другие документы, подтверждающие актуальность и обоснованность претензии, в том числе сюда входят квитанции об оплате, акты, постановления об отказе и другие документы. Чем весомее о полнее пакет собранных материалов, тем выше шанс получить положительный результат. Нужно отнестись к этому вопросу внимательно и заранее подготовить все необходимые бумаги, так как вышестоящий орган имеет право в ходе разбирательства потребовать дополнительные доказательства. Это может значительно замедлить принятие окончательного решения. Если заявитель подает форму в произвольном виде, необходимо придерживаться указанного схемы и писать заявку официальным языком, основываясь на фактах. Пространные описания проблемы и чрезмерную эмоциональность стоит исключить, так как такие требования не будут рассматриваться.
Где следить за ходом разбирательства
Налогоплательщик может следить за ходом рассмотрения своего прошения. Для этого потребуется зайти на официальный сайт ФНС России и внизу страницы выбрать функцию “Обратная связь”. На открывшейся странице справа будет кнопка “Узнать о жалобе”. Узнать статус своего обращения можно даже без авторизации на сайте. Будет достаточно ввести в форму наименование структуры, к которой обращено прошение и ввести свои персональные данные. Физическому лицу потребуется указать ФИО, ИНН, исходящую и входящую дату ходатайства, а также номер заявления. Если ходатайство подавало юридическое лицо, то вместо ФИО необходимо ввести наименование компании. Здесь можно увидеть дату подачи заявки, сроки ее рассмотрения и пролонгации, а также статус заявки на текущее время и итоговое постановление. По прошествии одного месяца с момента отправки заявления высший орган обязан вынести окончательное решение. Однако срок разбирательства может быть затянут в случае, если лицо, подавшее заявку, или налоговая служба, на которую подано ходатайство не предоставили все необходимые документы. Этот момент тоже отразится в статусе рассмотрения обращения.
Каков шанс на удачный исход
Часто физические и юридические лица не обращаются с петицией в высшую инстанцию, будучи заранее уверены, что это бесполезная мера. Из-за чего страдают их интересы. На деле это не совсем так. Чаще всего гражданам отказывают в рассмотрении и удовлетворении ходатайства из-за неправильной подачи заявления или по причине отсутствия достаточных оснований. Поэтому нужно ответственно подойти к сбору доказательств и оформить претензию согласно установленным нормам. В подготовке материалов важны все детали: каждая квитанция и акт повышают шансы на благополучный исход дела. Обращаться с обжалованием в налоговую инспекцию стоит в том случае, если заявитель уверен, что по отношению к нему был нарушен закон, и он имеет достаточно оснований, чтобы подтвердить факт правонарушения. Голословные жалобы без документального подтверждения не будут рассматриваться налоговым органом. В случае неблагоприятного решения по заявлению и апелляции, налогоплательщик может подать в суд. По статистике в суде удовлетворяются 85% поданных исков.
При обращении в вышестоящие органы важно помнить, что этот факт не отменяет исполнение постановления ФНС. Однако налогоплательщик может написать заявление на приостановление исполнения решения, если он хочет оспорить вынесенное решение, а также он может потребовать привлечь виновных к ответственности за совершение правонарушения.