Трудовой спор

трудовой спор Трудовое право

Любой спор основан на разногласии сторон в отношении какого-либо события, факта, обстоятельства. Несовпадение взглядов встречается в какой угодно сфере деятельности и отношений человека. Супруги разводятся, делят имущество – семейный разлад. Работодатель увольняет сотрудника за вынужденный прогул – трудовой спор. Наследники оспаривают завещание – тяжба в области наследственного права.

Противоречия можно разрешить путем обсуждения и грамотной аргументации точки зрения каждой из сторон. Когда же не удается прийти к единому мнению, возможен конфликт интересов. Обострение ситуации чревато нарушением этических правил, юридических норм, вспышке отрицательных эмоций, которые приведут к неблагоприятным последствиям.

Взаимоотношения сторон регулируются с помощью законов, подзаконных актов, ведомственных приказов, постановлений.

Понятие и виды трудового спора

 

В главах 60 и 61 ТК РФ установлены нормы права по рассмотрению и разрешению споров работников и работодателей. Каждый участник инцидента оценивает факты со своей точки зрения. Мнения могут не совпадать, появляются противоречия между оппонентами. Формируются предпосылки для трудового спора, который представляет собой разногласия участников (руководство – персонал) из-за несходства взглядов и интересов.

Все трудовые споры применительно к субъектам делятся на два вида:

  1. Индивидуальный – задействованы работник и работодатель;
  2. Коллективный – участвуют трудовой коллектив, его часть (структурное подразделение) и руководство предприятия.

Более конкретно классифицируются противоречия участников проблемной ситуации по следующим причинам:

  • по правоотношениям. Администрация не соблюдает свои обязательства. Нарушение выражается в незаконном увольнении, невыплате зарплаты или задержке с выдачей трудовой книжки. Кроме этого, неправомерные действия руководства бывают связаны с организацией труда. Например, сотрудника не отпускают с производства, пока он не выполнит повышенный объем работы или заставляют трудиться при отсутствии необходимых условий и средств защиты.
  • по условиям, связанным с профессиональной подготовкой и повышением квалификации. Предприятие может отказаться оплачивать обучение или установит сотруднику испытательный срок после учебы;
  • по материальной ответственности. Работодатель взыскивает ущерб полностью в пределах среднемесячной зарплаты. Хотя ТК РФ установлено, что возмещение возможно в размере 20 % оплаты труда или по отдельному соглашению сторон;
  • по обязательному социальному страхованию. Руководство отказывается оплатить часть больничного листа, а по закону оно обязано перечислить средства за 3 дня болезни;
  • по надзору и контролю условий труда. Работник обжалует акт расследования несчастного случая или меры административного воздействия за нарушение техники безопасности, обеспечения безопасности;
  • по способу разрешения. Исковой порядок регулируется нормами права, законодательными актами, соглашениями. Используется в основном при решении индивидуальных трудовых разногласий. Неисковой способ более распространен в коллективных спорах в связи с пересмотром или введением новых условий труда.

Причины возникновения трудовых споров

 

Поводом для полемики сторон может послужить несоблюдение или несоответствующее выполнение обязанностей, закрепленных в трудовом договоре. Например, работодатель уволил сотрудника за прогул. Работник доказывает, что невыход на работу связан с уважительной причиной (необходимо предъявить справки, доказательства).

Не исключено, что участники спора различно трактуют правовые нормы в области трудовых отношений. К примеру, в ст. 91 ТК РФ установлено, что продолжительность рабочей недели не может превышать 40 часов. В результате появившихся  на производстве проблем, администрация этот срок сократила до 32 часов. Соответственно, снизилась и зарплата. Персонал предъявляет претензии, хотя закон подразумевает, что длительность рабочего времени может быть в течение недели и менее 40 часов.

Работник или работодатель могут иметь ошибочное мнение относительно своих прав и обязанностей. Одна из сторон нарушает условия трудового договора, но не знает об этом или полагает, что действует правильно. Подобное недопонимание относится к добросовестному заблуждению.

Например, сотрудник подал заявление об увольнении непосредственному начальнику, а в трудовой книжке записали, что он освобожден от должности за прогул. Оказывается, просьба должна быть направлена на имя генерального директора предприятия, а не руководителю структурного подразделения.

Из-за отсутствия в законе качественного и полного изложения некоторых понятий также могут возникнуть разногласия сторон. Например, «моральный вред», «подходящая работа», «вынужденный прогул» оставляют некоторую недосказанность, т.е. являются пробелами в толковании норм права.

 

Способы урегулирования трудовых споров

 

Достигнуть согласия по предмету дискуссии между работником и работодателем можно разными путями. Многое зависит от характера и причины спора.

Но определенная иерархия существует:

  • самостоятельное решение вопроса. Путем переговоров сотрудник и администрация могут прийти к компромиссу, устраивающему обе стороны;
  • один из участников обращается в вышестоящий орган (Министерство, Управление, головное предприятие). Когда взаимопонимание отсутствует, используется следующая ступень;
  • обсуждение вопроса в комиссии по трудовым спорам. На крупных предприятиях КТС существует. При ее отсутствии на общем собрании такая комиссия создается и формируется в равных частях из представителей работников и руководства;
  • подача искового заявления в суд. Индивидуальные споры рассматриваются в суде. Коллективный иск, как правило, не рассматривается, материалы направляются в трудовой арбитраж.

Следует знать, что рассмотреть спор по существу могут только КТС и суд. Для этого используются доказательства, устанавливаются факты и обстоятельства. Разрешить спора можно как в досудебном, так и в судебном порядке. Заинтересованные лица прилагают усилия для устранения противоречий, применяют доступные и законные методы.

 

Сроки и порядок рассмотрения, разрешения трудового спора

 

В КТС поступило заявление о каком-либо нарушении сотрудником или представителем администрации условий трудовых обязательств.

Действия членов комиссии осуществляются в такой последовательности:

  • регистрация заявления, проверка отведенного для обращения срока. Он составляет 3 месяца. Если нарушение произошло 1 августа, то заявить о нем нужно не позже 1 ноября;
  • изучение предмета спора, исследование фактов и доказательств. Уложиться нужно в 10 дней;
  • путем тайного голосования комиссия принимает решение по заявленному вопросу;
  • результат необходимо довести до заинтересованных сторон в течение 3 дней;
  • если решение устраивает участников спора, то исполнить его следует также в 3-дневный период;
  • на обжалование выводов комиссии отводится 10 дней.

Если в 10-дневный срок КТС не смогла разрешить спорную ситуацию или не приступила к работе, то следующим шагом будут судебные слушания.

Суд рассматривает иски, поданные без нарушения сроков. Разногласия, касающиеся увольнения сотрудника, обжалуются в течение 1 месяца. Истребовать выплаты можно до 1 года. По остальным индивидуальным трудовым спорам определен общий период – 3 месяца.

Работодатель может потребовать возмещение материального ущерба, причиненного сотрудником, не позднее 1 года с момента обнаружения такого вреда.

Исковое заявление составляется по определенной структуре и должно соответствовать требованиям ст. 131, 132 ГПК РФ. Подают его по месту жительства или нахождения ответчика, иногда истца (ст. 28, 29 ГПК РФ).

Порядок разрешения коллективного трудового спора

  • на общем собрании члены коллектива оговаривают требования и направляют работодателю;
  • в течении 2 дней руководство предприятия изучает претензии и предлагает решение вопроса;
  • если стороны не пришли к компромиссу, то в обязательном порядке спор рассматривает примирительная комиссия в период от 3 до 5 дней;
  • когда согласие не достигнуто, может подключиться посредник. При отказе от его услуг спорная ситуация рассматривается трудовым арбитражем;
  • в случае недостижения целей путем использования примирительных процедур, работники вправе организовать забастовку.

В 2023 году произошел ряд изменений, касающийся трудовых отношений. Незнание или неверное их толкование может послужить основанием для споров между работниками и работодателями.

С 1 января МРОТ составил 16242 рубля, что окажет влияние на расчет заработной платы, отпускных, больничных листов.

С 1 марта кадровая служба обязана фиксировать факт уничтожения персональных данных. В акт обязательно включаются 10 видов информации.

С 1 марта по 31 декабря запущен пилотный проект, касающийся профилактики профзаболеваний в некоторых областях трудовой деятельности (Постановление Правительства РФ № 134 от 01.02.2023).

В некоторые статьи ТК РФ внесены изменения и дополнения, касающиеся обеспечения прав военнослужащих, охраны труда дистанционных сотрудников.

Знание действующего законодательства, судебной практики может остановить назревание конфликта между работником и работодателем и приведет к устранению уже возникших разногласий.

Скорая юридическая помощь онлайн